К истории русской верховой породы лошадей

Царствование российской императрицы Екатерины II – великой было отмечено самыми знаменательными событиями в истории России. Победоносные войны, развитие промышленности, сельского хозяйства, расцвет культуры и науки характерны для этого периода. Окружение Екатерины отличалось прогрессивностью мышления и решительностью в поддержке ее идей и замыслов.

Одними из наиболее близких к ее трону и … были братья Орловы. Алексей Григорьевич Орлов – блестящий офицер, прославивший свое имя в ряде сражений на суше и на море, ближайший сподвижниц императрицы, обладал ярким, незаурядным и очень разносторонним талантом. Оставив, в семидесятых годах восемнадцатого столетия государственную и военную службу, Орлов целиком посвятил себя делу коннозаводства. Его целью было создание пород упряжных и верховых лошадей, не уступающих по своим качествам лучшим европейским породам и в полной мере соответствующих непростым природным условиям страны. Побывав практически во всех развитых странах Европы и во многих азиатских, обладая значительными экономическими возможностями, граф А.Г.Орлов, получивший за победную битву с турками при Чесменской бухте приставку к своей фамилии – Чесменский, собрал в своем конном заводе замечательное поголовье лошадей лучших западных и восточных пород. Огромным достижением графа следует считать строительство лучшего в России и до сегодняшнего дня поражающего своими масштабами, изумительной архитектурой и четко продуманной системой зданий и сооружений Хреновского конного завода в Воронежской губернии. Лучший архитектор России того времени – Д.И.Жилярди вложил в строительство этого монументального сооружения весь свой талант и богатейший опыт. Орлов-Чесменский начал свою работу с апробаций различных вариантов скрещиваний. При формировании породы верховых лошадей лучшими сочетаниями оказались спаривания арабских жеребцов и чистокровных английских кобыл. Большое значение имело и использование жеребца Солтана, по мнению профессора В.О.Витта туркменского, скорее всего ахалтекинского происхождения. В меньшей мере были использованы кобылы испанского происхождения и датские лошади. Однако не только, да и не столько удачные сочетания пород дали графу возможность создания великолепной верховой породы. Большое значение в этой работе имели технологические аспекты коннозаводства. Особенно организации тренинга и испытаний лошадей. Вся селекция была направлена на создание лошади правильного экстерьера, гармоничной, нарядной в своих формах, с правильными, производительными движениями, добронравной и всегда готовой к работе. В.О.Витт писал о породе орловских верховых лошадей «Хреновской завод задумал вывести верховую лошадь, одинаково годную и для парада, и для манежа, и для строевой службы, и для трудной походной жизни ..» и далее «Эта лошадь должна быть и меру крупна, и резва, и сильна – нестомчива, как говорилось в старину, - способна носить большой вес, и послушна, и понятлива, и добронравна, отличаться крепким здоровьем, обладать не только правильным во всех статях складом, сухими и прочными конечностями, но еще и легкими, эффектными и приятными аллюрами, быть гибкой, поворотливой, способной к манежной выездке под высшую школу, иметь бесконечно длинную, лентистую, гнущуюся кольцом шею, точеную высокопородную голову, и вообще должна быть блестка, породна и эффектна, как только может быть блестка, породна и эффектна верховая лошадь». Усилия графа Орлова и его ближайших помошников, крепостных крестьян Хреновского конного завода увенчались успехом. Изумительные по своей красоте и правильности сложения орловские жеребцы: Яшма, Ашонок, Глазунчик до сегодняшнего дня сохранившиеся на гравюрах того времени поражают своим совершенством. Тремя десятилетиями позже Орлова основал свой конный завод и стал создавать породу верховых лошадей граф Ф.В.Ростопчин. В этом заводе практиковалось в основном скрещивание арабских жеребцов с английскими чистокровными кобылами. Допускались ограниченно и кобылы других пород. Испытания этих лошадей проводились в основном в скачках на ипподромах. Ростопчинская порода была достаточно близка к орловской верховой, но ей не доставало блеска последней. В Отечественную войну 1812 года, как и в последующие годы, русская кавалерия оказалась во всех отношениях превосходящей кавалерию Наполеона. Комплектование конского состава многих полков того времени производилось лошадьми орловскими и ростопчинскими, в особенности широко использовались эти лошади под офицерское седло. В сороковых годах девятнадцатого столетия оба конных завода – Хреновской наследников А.Г.Орлова и Анненский Ф.В.Ростопчина были проданы в казну и две породы стали использоваться в разведении в начале в чистоте, затем были объединены в одну, получившую название орлово-ростопчинской. Через тридцать лет породное направление работы Хреновского конного завода было изменено и орлово-ростопчинские лошади были переведены в государственные конные заводы Украины. К тому периоду относится завоевание русскими лошадьми широкого признания во многих странах мира. Золотые медали и звания чемпионов были получены орлово-растопчинцами на всемирных конских выставках: дважды в Париже, в Лондоне и в Чикаго. Но судьба породы, составлявшей гордость отечественного коннозаводства и лучшую часть кавалерийских полков России, была трагична. Годы первой Мировой войны и особенно последовавшей за ней войны Гражданской нанесли русской верховой (как она стала именоваться) породе сокрушительный урон. Лишь горстка лошадей сохранилась в стране и на протяжении ряда лет работа по ее восстановлению в стране не велась. В тридцатые годы о породе вспомнили и в конных заводах Украины – Дубровском и Лимаревском собрали поголовье оставшихся лошадей и лошадей, близких к ним по типу и по породности. Уже первые ставки жеребят показали, что порода может возродиться и возродиться в лучших своих качествах. Показанные на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 и 1941 году красавцы жеребцы: Букет, Браслет, Красунь, кобыла Биология приводили в восторг посетителей и специалистов коневодов. Порода поднималась и крепла. Начало Великой Отечественной войны, быстрое продвижение немецких войск по территории Украины и увоз в Германию всего поголовья лошадей Лимаревского конного завода должны были поставить крест на русских верховых лошадях. Лишь четыре лошади, остававшиеся в то время на выставке в Москве, могли напомнить о лучшей отечественной верховой породе. Но и здесь судьба не оставила породу. Истинный энтузиаст и патриот коневодства, директор Уральского треста конных заводов А.А.Соколов, получил разрешение на перевод оставшихся лошадей в Красногвардейский конный завод Свердловской области. Здесь, в нелегких условиях Северного Урала, в тяжелые военные годы он по крупицам собирал остатки русской верховой породы и лошадей ее помесей. Вновь, как птица Феникс из пепла, русская порода стала восстанавливать свои достоинства. Но беда не приходит одна. Не обоснованное решение руководящих органов Министерства сельского хозяйства закинуло все поголовье лошадей с таким трудом восстанавливаемой породы вначале в Курсавский конный завод Ставропольского края, а затем в Лабинский Краснодарского края. Здесь русских лошадей ни кто особенно не ждал, а когда в 1954 году безответственная установка первого секретаря центрального комитета коммунистической партии СССР, Н.С.Хрущева, выразившего мнение, что лошадь нам не нужна, обернулась массовым сокращением конского поголовья, весь состав Лабинского конного завода был отправлен на мясокомбинаты. Более двадцати лет о русской верховой породе никто не вспоминал. Но в 1978 году по инициативе работников кафедры коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии, была предпринята почти безнадежная попытка восстановления русских верховых лошадей. По существу, говорить о восстановлении породы было не вполне правомерно, скорее всего, это должно было быть ее воссозданием. Приказом по Министерству сельского хозяйства было предписано начать такую работу. Научно-методическое руководство было поручено кафедре коневодства. Для осуществления задуманного основной базой был определен Старожиловский конный завод Рязанской области. Туда удалось собрать около 30 лошадей, несущих в себе от 12 до 38 процентов крови русской верховой породы. Были включены в работу также лошади чистокровной верховой (английской) породы, арабские и ахалтекинские, в маточный состав также вошли отдельные тракененские и англо-тракененские кобылы. Особое внимание было уделено проведению регулярного тренинга молодняка и его испытаниям по спортивной системе. В 1997 году комиссия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ознакомилась с результатами работы Старожиловского конного завода и ряда его дочерних ферм по воссозданию русской верховой породы и признало эту работу результативной. Русская верховая порода лошадей была включена в Государственный реестр селекционных достижений допущенных к использованию на территории страны. В настоящее время русская верховая порода разводится в трех конных заводах (Старожиловском Рязанской области, Отрада Самарской области и Вяземском Смоленской области) и на ряде племенных репродукторных ферм. Русские лошади обладают крупным ростом, правильным экстерьером, производительными движениями на всех аллюрах. Они имеют в основном вороную масть. По показателям спортивной работоспособности в соревнованиях по выездке русские лошади уверенно удерживают лидирующее положение. В породе были выращены чемпионы и призеры национальным первенств, международных соревнований. Вороные жеребцы Барин и Диксон выступали в составе сборной страны на Олимпийских Играх в Сеуле и в Барселоне. Русские лошади пользуются устойчивым спросом в стране и в зарубежных странах. Значительная часть конного эскорта президентского полка России представлена русскими верховыми лошадьми.     Удастся ли нам сохранить нашу многострадальную отечественную породу и обеспечить ее дальнейшее развитие и совершенствование, или ее вновь ждет злой рок – покажет время. Парфенов В.А.

Copyright © 2011
КОНЕтоп Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100